Вдохновение - это мотивационное состояние, которое заставляет людей воплощать идеи в жизнь. поделки Создатели давно утверждают, что вдохновение важно для творческого процесса, но до недавнего времени ученые не исследовали это утверждение. В этой статье мы рассматриваем проблемы, стоящие перед изучением творческого вдохновения, а также решения этих проблем, предлагаемые теоретической и эмпирической работой по вдохновению за последнее десятилетие. Сначала мы обсудим проблему двусмысленности определений, которая была решена с помощью интегративного процесса концептуализации конструкции. Во-вторых, мы обсуждаем проблему того, как реализовать вдохновение на практике. Эта проблема была преодолена благодаря разработке и проверке шкалы вдохновения (IS), которая может использоваться для оценки черт характера или состояния вдохновения. В-третьих, мы устраняем двусмысленность в отношении того, чем вдохновение отличается от родственных концепций (креативность, проницательность, позитивный аффект), обсуждая дискриминантную валидность. Далее мы обсудим предвзятое мнение о том, что вдохновение менее важно, чем “пот” (усилие), и рассмотрим эмпирические доказательства того, что вдохновение и усилие играют важную— но разную роль в творческом процессе. Наконец, после преодоления многих проблем мы утверждаем, что теперь заложен фундамент для нового поколения исследований, ориентированных на нейронные основы. Мы обсуждаем потенциальные вызовы и возможности для нейробиологического изучения вдохновения. Лучшее понимание биологической основы вдохновения прольет свет на процесс, посредством которого творческие идеи “зажигают душу”, так что люди вынуждены трансформировать идеи в продукты и решения, которые могут принести пользу обществу.

Описывая свой творческий процесс, Моцарт заметил: “Те идеи, которые мне нравятся, я сохраняю в памяти и привык, как мне сказали, напевать их про себя. Если я продолжу в том же духе, ” пишет он, - то вскоре мне приходит в голову, как я могу использовать тот или иной кусочек, чтобы приготовить из него вкусное блюдо… Все это зажигает мою душу” (Хардинг, 1948). Описание вдохновения Моцартом содержит все основные элементы современной конструкции научного вдохновения — оценку новых или более совершенных возможностей (“идеи, которые мне нравятся”), пассивное воскрешение (“это ... приходит мне в голову”) и мотивацию воплотить новые возможности в жизнь (превращение куска в блюдо; “зажигает мою душу”). Подобно Моцарту, писатели, художники и другие творцы обычно подчеркивают важность вдохновения в творческом процессе (Harding, 1948). Несмотря на это, до недавнего времени ученые уделяли вдохновению мало внимания.

Возможно, неудивительно, что вдохновению уделяется мало внимания в научном сообществе, учитывая многочисленные проблемы, с которыми столкнулась концепция вдохновения. Среди этих проблем были (а) отсутствие ясности в отношении значения вдохновения; (б) сложность операционализации; (в) двусмысленность в отношении того, отличается ли вдохновение от родственных конструкций; (d) предвзятые мнения о том, что вдохновение не имеет значения по сравнению с “потоотделением”, и (e) различные барьеры на пути нейробиологического исследования. Всеобъемлющая цель этой статьи - рассмотреть каждый из этих вызовов и указать на возможности для расширения появляющейся научной литературы по вдохновению. Мы рассмотрим первую проблему - двусмысленность определения - в следующем разделе.

Концептуализация
Термин “вдохновение” использовался в различных дисциплинах (например, литературной критике, теологии, психологии) и литературе в рамках психологии (например, социальное сравнение, гуманизм, творческий процесс; обзор см. Thrash and Elliot, 2003). Часто термин не имеет определения, используется взаимозаменяемо с другими конструкциями или упоминается только для того, чтобы подвергнуться критике как мифический, неважный или ненаучный. Что еще больше усложняет дело, вдохновение исторически изучалось в зависимости от конкретной предметной области, при этом исследователи из разных областей практически не общались. Признавая необходимость единого, интегрированного определения конструкции вдохновения, Трэш и Эллиот (2003, 2004) взялись за разработку концептуализации в рамках общей предметной области, которая опиралась бы на основные общие черты различных литератур. В результате этих усилий были созданы три взаимодополняющие структуры для концептуализации вдохновения, которые фокусируются на различных аспектах определения конструкции: основных характеристиках, компонентных процессах и модели передачи. В этом разделе мы рассмотрим эти концептуализации в общей предметной области, а затем покажем, как они могут быть применены конкретно к случаю вдохновения для творчества. шаблоны для творчества

Трехсторонняя концептуализация
Трехсторонняя концептуализация (Трэш и Эллиот, 2003) определяет три основные характеристики состояния вдохновения: пробуждение, трансцендентность и мотивация подхода. Вызывание относится к тому факту, что вдохновение вызывается, а не инициируется человеком добровольно. Другими словами, человек не чувствует себя непосредственно ответственным за то, чтобы вдохновиться; скорее, объект-стимул, такой как человек, идея или произведение искусства, вызывает и поддерживает эпизод вдохновения. Во время приступа вдохновения человек осознает новые возможности, которые выходят за рамки обыденных забот. Новое осознание является ярким и конкретным, и оно превосходит обычные ограничения, связанные с преднамеренно генерируемыми идеями. Однажды вдохновившись, человек испытывает непреодолимую мотивацию к подходу для передачи, актуализации или выражения нового видения. Предполагается, что этого набора из трех характеристик будет минимально достаточно, чтобы отличить состояние вдохновения от других состояний.